Самые интересные современные архитектурные творения Испании
Когда речь заходит об испанской архитектуре, то сразу вспоминаются творения уроженца Барселоны – Антонио Гауди. Безусловно, знаменитый создатель Храма Cвятого Cемейства не только оставил неизгладимый след в истории страны (и конкретно Каталонии), но и вдохновил своих соотечественников на создание новых, в том числе современных шедевров. Недавно три каталонских архитектора получили престижную Притцкеровскую премию (только второй раз в истории испанской архитектуры). Однако, кроме того, в Испании достаточно интересных работ, достойных самой высокой оценки и внимания путешественников. Они не всегда принадлежат авторству выходцев с Пиренеев, но являются, без сомнения, культурным наследием страны. Издание The Lokal предложило свой рейтинг наиболее экстравагантных и интересных творений современной испанской архитектуры.
Музей Гугенхайма, Бильбао
Филиал известнейшего музея современного искусства в Нью-Йорке. Здание спроектировано американско-канадским архитектором Фрэнком Гери и было открыто для публики в 1997 году. Здание сразу признано одним из наиболее зрелищных в мире строений в стиле деконструктивизма. Архитектор Филип Джонсон назвал его «величайшим зданием нашего времени».
Расположенное на набережной здание воплощает абстрактную идею футуристического корабля, возможно, для межпланетных путешествий. Также его сравнивают с птицей, самолётом, суперменом, артишоком и распускающейся розой.
Город искусства и науки, Валенсия
Город наук и искусств – самый амбициозный архитектурный проект последних лет не только в Валенсии, но и во всей Испании. Огромный познавательно-развлекательный комплекс, созданный испанским архитектором Сантьяго Калатравой, как будто сошел со страниц фантастических книг про будущее. Тем не менее, этот проект сделал из Валенсии должника, поскольку обошелся бюджету в рекордную для Испании сумму 900 млн евро (хотя первоначально оценивался в 300 млн евро).
Концертный зал, Санта-Крус (Тенерифе)
Монументальное здание концертного зала в столице Тенерифе Санта-Крус, выполненное в стиле экспрессионизма, – образец постмодернистской архитектуры конца 20-го века. Автор проекта – Сантьяго Калатрава. Возведение концертного зала было начато в 1997 году и завершилось торжественным открытием 26 сентября 2003 года, на котором присутствовали дон Фелипе де Бурбон, принц Астурийский, и экс-президент США Билл Клинтон.
Аэропорт Барахас, Мадрид
Барахас был открыт еще в далеком 1931 году, но значительно перестроен в начале «нулевых» годов текущего века. Автор проекта – англичанин Ричард Роджерсон. Минималистичная архитектура аэропорта поражает воображение – чего стоит один только волнообразный потолок, опирающийся на лес колонн. Все вместе создает ощущение невесомости и прозрачности залов здания. В 2006 году новый терминал аэропорта получил престижную премию Стерлинга.
Павильон «Мост», Сарагоса
Один из самых красивых павильонов экспоцентра Expo 2008 под названием «Мост» был спроектирован британским архитектором арабского происхождения Захой Хадид. Архитектор призналась, что это один из самых важных проектов в ее жизни. «Мост» соединяет правый берег реки с экспоцентром, его основание длиной 270 метров напоминает по форме гладиолус. «Мост» был первым павильоном, через который проходили посетители Expo 2008 (лейтмотивом выставки стала вода и ее значение в жизни планеты).
Отель «Маркиз де Рискаль», Элсьего (Риоха)
С момента своего открытия в 2006 году этот шедевр, созданный Фрэнком Гери, стал высоко цениться. Роскошный интерьер отеля «Маркиз де Рискаль» имеет несомненный признак дизайна Гери. Наклонные стены, зигзагообразные окна, высокие соборные потолки и множество заказных деталей создают впечатление не простого отеля, а произведения искусства, с его сорока тремя обычными номерами и номерами люкс.
Метрополь Парасоль, Севилья
В центре Севильи, посреди плотно застроенных жилых кварталов старого города, стоит гигантское футуристическое сооружение – Метрополь Парасоль (Metropol Parasol). Оно служит доминантой площади Энкарнасьон. В этой самой большой в мире постройке из дерева разместились магазины, рестораны, огромная панорамная терраса, археологический музей и даже фермерский рынок. Автор этого чудесного проекта, открытого в 2011 году, – немецкий зодчий Юрген Герман Майер.
Торре Агбар, Барселона
В 2005 году в центре Барселоны на Авениде Диагональ появился необычный небоскреб. Спроектировал это 34-этажное офисное здание, по форме напоминающее вытянутое яйцо или сигару, французский архитектор Жан Нувель. Торре Агбар – штаб-квартира компании Aigues de Barcelona, контролирующей водоснабжение города, канализацию и прочие коммунальные услуги.
Особо интересен фасад здания, состоящий из тысяч разноцветных окон, которые представляют собой сложные цветовые сочетания, как в мозаике. На солнце здание переливается всеми цветами радуги.
Международный культурный центр Оскара Нимейра, Авилес
Многофункциональный культурный центр был построен в 2011 году в промзоне главного индустриального центра Астурии – городе Авилес, который в последние годы оказался в депрессивном состоянии из-за упадка промышленности. Власти Астурии решили превратить город в культурную столицу автономии, дав согласие на строительство Международного культурного центра Оскара Нимейера. Открытие центра, по мнению его создателей, должно стать толчком реновации всей промышленной зоны, которую проектирует британский архитектор Норман Фостер.
Расширение музея Прадо в Мадриде
К комплексу музея Прадо присоединится еще одно здание: часть бывшего королевского дворца Буэн-Ретиро – Зал Королевств. Международный конкурс был проведен для того, чтобы оживить здание XVII века, в котором ранее располагался Военный музей. На архитекторов возложили ответственную задачу возродить великолепные интерьеры и расширить общественное пространство музея. Проект британцев Foster&Partners (под руководством Нормана Фостера) предполагает возвращение к оригинальному трехуровневому южному фасаду. За ним будут расположены новые впечатляющие музейные пространства. Кроме того, фасад изменится и будет полностью остеклен, для того чтобы дневной свет беспрепятственно попадал в выставочные пространства, а из музея открывался вид на оживленную площадь.