Исполнилось 80 лет со дня бомбардировки Герники
Испанский город Герника стал символом бессмысленной жестокости и страданий мирного населения во время войны. Трагедия случилась 26 апреля 1937 года, когда немецкие бомбардировщики, выписанные из Германии для поддержки генерала Франко, до основания уничтожили маленький баскский городок. Еще больший резонанс это событие получило после знаменитой одноименной картины Пабло Пикассо, созданной художником в том же году.
Масштабная выставка «Сострадание и ужас у Пикассо: путь к Гернике» открылась в начале апреля в музее Королевы Софии (Reina Sofia), где находится шедевр известного испанца.
Первым о последствиях бомбардировки рассказал британский журналист Джордж Стир, которому также посвящена экспозиция в музее. «Герника была и остается символом, который используется в любом контексте, когда мы думаем о самой смерти под бомбами», – говорит куратор выставки Тимоти Джеймс Кларк.
Ни один из агитационных плакатов республиканцев об ужасах Герники не мог сравниться по силе воздействия с черно-белым полотном Пикассо. Чтобы его увидеть и почтить память жертв, в Мадрид приехали и потомки летчиков немецкого легиона «Кондор», разрушивших Гернику. Кстати, известна история, что когда в 1940 году к Пикассо пришли офицеры из гестапо, они увидели на его столе открытки с репродукцией «Герники». Один из офицеров, указав на открытки, спросил с неприязнью: «Это сделали вы?», на что Пикассо ответил: «Нет. Это сделали вы. Можете взять себе на память».
«Герника» выставлялась с 1937 года на различных экспозициях Европы и США и практически 40 лет хранилась в Музее современного искусства в Нью-Йорке. В Испанию она прибыла только после смерти Франко в 1981 году. На первых публичных выставках «Герника» размещалась в оболочке из пуленепробиваемого стекла, чтобы избежать возможного вреда от действий вандалов.
Акт вандализма в отношении картины совершил в 1974 году американец иранского происхождения Тони Шафрази, ставший впоследствии известнейшим арт-дилером. Он нанес на полотно краской огромную надпись KILL ALL LIES. Позже Шафрази заявил, что сделал это, потому что хотел возродить к жизни работу Пикассо и сделать ее абсолютно современной. Эта акция была связана с освобождением под залог американского лейтенанта Уильяма Келли, который принимал участие в жестоком массовом убийстве в Сонгми во время войны во Вьетнаме. С помощью «Герники» Шафрази хотел привлечь внимание к ужасам этой войны и к несправедливости американского суда.
«Гернику» реставрировали, но не очень удачно. В 1998 году группа из международных экспертов обнаружила необратимые разрушения в структуре картины, и с тех пор полотно не покидает пределов мадридского музея.
Что касается непосредственных жертв бомбардировки Герники, то в первых сообщениях республиканцев фигурировала цифра в 1654 убитых и 889 раненых. В дальнейшем, однако, данные существенно скорректировали в сторону уменьшения. Советские военные советники в своем отчете 1 мая 1937 года писали о 800 погибших. Франкисты утверждали, что в Гернике погибли всего 12 гражданских лиц, что было колоссальным преуменьшением числа жертв. Современные исследователи оценивают число погибших жителей города в диапазоне от 150 до 300 человек. Но даже если к истине ближе меньшая цифра, для пятитысячного городка это колоссальные потери.
В самой Гернике также прошли памятные мероприятия. Примерно 200 человек собрались на кладбище баскского города. 26 апреля в 16:30, в тот самый момент, когда 80 лет назад на город были сброшены первые бомбы, представители ассоциаций жертв трагедии возложили венки к монументу в память о погибших в ходе воздушного нападения. Чуть раньше на улицах Герники прозвучали сирены.
«На нас пролился дождь огня, крови и смерти», – поделился воспоминаниями 94-летний свидетель бомбардировки Луис Ириондо. Он также призвал к прекращению воздушных атак в Сирии и других зонах военных действий по всему миру.