Работы знаменитого зодчего создавались в тайне от нацистов
Пять знаменитых бронзовых скульптур Пикассо были отлиты во время Второй мировой войны в одной из литейных в Париже, который на тот момент был оккупирован нацистами. Об этом заявили американские ученые-физики, выступавшие на конференции Американского научного общества в Остине.
«Наше исследование показывает, что мы можем применять методы точных наук для изучения не только «плоских» картин, но и трехмерных произведений искусства. Эти данные помогут нам понять, как Пикассо ваял свои бронзовые структуры, а также раскрыть тайны других художников, коллекционеров искусства и литейщиков, непосредственно связанных с ними», – рассказывает Эмилин Пуйе из Северо-Западного университета в Эванстоне (США).
Культурное наследие Пабло Пикассо включает не только множество картин, как считают некоторые обыватели, но и большое количество скульптур, статуэток, керамики и даже декораций сцен, которые он готовил для ведущих театров Испании и Франции.
Во времена Второй мировой войны творчество Пикассо находилось под негласным запретом – его работы считались «дегенеративными», и выставки великого испанского художника не проводились на протяжении всего времени оккупации Франции.
Несмотря на регулярные визиты гестапо, Пикассо продолжал писать картины и ваять скульптуры, в том числе и из «запрещенной» бронзы, все запасы которой вермахт реквизировал для военных целей. Эти статуэтки, по вполне логичным причинам, не несли на себе клейма мастерской, где они были отлиты, или других опознавательных знаков.
Пуйе и ее коллеги попытались выяснить, в каких мастерских были отлиты несколько десятков скульптур испанского мастера импрессионизма, хранящихся в Национальном музее Пикассо в Париже. Часть из них, как рассказывают ученые, появилась на свет еще в довоенный период, а остальные – во времена нацистской оккупации или уже после нее.
Для решения этой задачи ученые создали набор портативных рентгеновских спектрометров и прочих физических датчиков, которые позволили им получить данные по точному химическому и изотопному составу скульптур прямо в музее, где за этим процессом могли следить кураторы, опасавшиеся, что эта процедура может повредить памятники искусства.
Эти данные ученые сравнили с химическим составом и спектром бронзы, которую использовали известные литейщики, работавшие с Пикассо в Париже и в других городах, где он жил. Таким образом исследователям удалось найти мастерскую, в которой были изготовлены пять бронзовых статуэток. Их испанский маэстро слепил в 1941 и 1942 годах в оккупированном Париже.
Помощником Пикассо оказался известный литейщик Эмиль Робеччи, с которым художник начал сотрудничать еще в довоенное время. Что интересно, состав сплава и его химические характеристики сильно различались для каждой статуи. Это, как считают ученые, говорит о том, что литейная Робеччи работала в «подпольном» режиме и постоянно боролась с проблемой доступа к меди и олову.
Аналогичным образом, как отмечают Пуйе и ее коллеги, они проанализировали еще три сотни статуэток и скульптур, отлитых из бронзы другими известными европейскими художниками. Эта коллекция их химических «отпечатков пальцев», как надеются ученые, обогатит историю живописи и поможет раскрыть многие тайны из жизни этих мастеров.

Аркадий АРЗАМАСЦЕВ.