Исполнилось 500 лет со дня, когда Испания дала санкцию на эру великих открытий
22 марта 1518 года король Испании Карлос I подписал грамоту, согласно которой экипаж под командованием португальского мореплавателя Фернана Магеллана должен был отправиться на поиски нового пути для доставки специй из Индии в Европу. Это стало первым кругосветным путешествием в истории человечества. В результате этой экспедиции мир узнал, что Земля имеет шарообразную форму.
Король Фелипе VI и королева Летисия вместе с заместителем председателя правительства Сорайей Саенс Де Сантамария, министром обороны Марией Долорес де Коспедаль, министром иностранных дел и министром внутренних дел Хуаном Игнасио Соидо отправились утром 22 марта в город Вальядолид, где в монастыре Богоматери прошли мероприятия в память о значимом событии.
«Это великое событие нашей и мировой истории, которое мы должны помнить и ценить, как оно того заслуживает», – заявил король Испании.
Но удивительная цепь событий, которая привела в итоге к новым фундаментальным открытиям человечества, могла бы и не произойти, если бы португальский король Мануэль не пожалел прибавки к пенсии в 200 португальских реалов верному дворянину Фердинанду Магеллану. Оскорбленный Магеллан в 1517 году тайно покинул родину и перебрался в Испанию. С этого момента и начинается история небывалого по тем временам морского похода вокруг Земли, шарообразность которой только предполагалась. А заслуга его организации и осуществления принадлежит Фернану Магальяйншу, ставшему отныне Фернаном Магелланом.
В начале XVI столетия противоборствующие морские державы – Испания и Португалия – разделили мир между собой. Чтобы сферы влияния не пересеклись, папа Александр VI объявил о передаче Испании богатств Нового Света на западе, а сокровища Востока, Африки и Азии отошли к Португалии. Лишь на Острова Пряностей (современная группа индонезийских островов) никто еще не заявил права. Испанцы не могли до них добраться, поскольку единственный путь туда лежал по водам, которые контролировало португальское королевство.
Карл V, который недавно взошел на престол, страстно желал расширить свои владения. Он вступил в беспощадную борьбу с португальцами за господство на семи морях. Вдохновителем дерзких планов Испании стал епископ Хуан Фонсека – советник Карла. Именно он заинтересовал короля идеями Магеллана. При встрече моряк так убедительно доказывал, что между Атлантическим океаном и Южным морем должен быть пролив к югу от Бразилии, что проект был одобрен. После долгого торга с королевскими советниками, выговорившими себе солидную долю ожидаемых доходов и уступок со стороны португальцев, был заключен договор: Карл обязался снарядить пять кораблей и снабдить экспедицию припасами на два года.
Генерал-капитан Магеллан стартовал из Севильи 20 сентября 1519 года с экипажем из примерно 270 человек и стойким убеждением в том, что существует другой, западный маршрут в Азию.
Спустя 2 месяца после начала путешествия он осторожно вёл флотилию вдоль побережья Южной Америки. Именно там он собирался отыскать путь на запад. Любая гавань могла оказаться устьем пролива, но вожделенной находки все не было и не было. Тревога о том, что поиски окажутся тщетными, начала одолевать всю команду, но Магеллан был неумолим. Не сдался он даже спустя полгода морских скитаний, когда за пролив, соединяющий Атлантический океан с Тихим, было ошибочно принято устье реки Ла-Плата. По этому эстуарию, образованному при слиянии рек Уругвай и Парана, корабли Магеллана плыли 15 дней в полной уверенности, что находятся в море. И только когда начались сюрпризы (ветер, вода, глубина – всё было не таким), мореплаватель догадался провести простой эксперимент: вода за бортом оказалась пресной на вкус. Но изучая историю Магеллана, нужно обязательно иметь в виду, что по складу характера он был не из тех, кого серьезные препятствия вынуждают кардинально менять планы. Он ни за что бы не повернул назад, не найдя заветный пролив. Ему нужно было всё или ничего.
Магеллан продолжил путь к югу в самый разгар зимы. Но как он мог объяснить своё отчаянное упрямство команде? К тому моменту адмирал, должно быть, и сам убедился, что карты неверны. Он упорно шел к цели, но противостоять штормам, разыгравшимся в южном полушарии, был не в силах.
Положение Магеллана осложнялось не только страхом моряков перед морем, но и тем, что заканчивалось продовольствие. Поэтому он был вынужден проявить осмотрительность и уменьшить пайки. И без того мрачное настроение команды постепенно становилось всё хуже и хуже. Ведь когда флотилия прибыла в бухту Сан-Хулиан, положение с запасами продуктов уже было поистине катастрофическое! Дело шло к бунту: Магеллан, можно сказать, сидел на бочке с порохом, которая могла взорваться в любой момент.
Вражда между испанскими матросами и верными Магеллану португальцами приближалась к решающему этапу. Холодной ночью 2 апреля 1520 года вспыхнул бунт. И жизнь мореплавателя, и судьба экспедиции оказались под угрозой. Против Магеллана выступили команды трех кораблей, тогда как верными ему остались только две команды. Но португалец сохранил хладнокровие: соратники проникли к заговорщикам и усыпили их бдительность. Тем временем португальские матросы незаметно поднялись на корабли. Мятежникам пришлось обнажить шпаги, но Магеллан был превосходным стратегом и сумел подавить бунт той же ночью, 2 апреля, а днем устроил суд над всеми, кого подозревал в мятеже.
В конце августа 1520 года после почти пятимесячной стоянки флотилия, наконец, покинула бухту Сан-Хулиан. Зима миновала, и Магеллан мог возобновить поиски пролива.
Чем дальше углублялись они в бесчисленные заливы, тем более опасными и недружелюбными становились окружающие места. Вдоль побережья вспыхивали яркие огни, но вокруг не было видно ни души. Магеллан назвал эту негостеприимную местность Огненной землей. Больше месяца флотилия Магеллана петляла по проливу: без помощи современных навигационных приборов и гидролокатора, на пределе сил. Но развязка была близка: пролив, казавшийся бесконечным, вдруг стал расширяться. Путешественники увидели невиданное Южное море. Так Магеллан открыл сообщение между Атлантическим и Тихим океаном, проложил западный торговый путь в Азию. Путешествие по проливу заняло 38 дней.
Магеллан был на седьмом небе от счастья. Его легко понять: как тут не возликовать, когда идешь к цели 5 лет (включая подготовку к экспедиции, время, потраченное при дворе короля Карла, само путешествие и мятеж) и находишь искомое! Но через несколько дней Магеллан заметил, что один из кораблей с изрядным количеством припасов и снаряжения исчез. Так что ему быстро пришлось спуститься с небес на землю.
Команда корабля, на котором была большая часть продовольствия, предала Магеллана и повернула обратно в Испанию. Но Магеллан не падает духом, Острова Пряностей должны быть где-то совсем рядом. Но он еще не знает, что перед ним простирается величайший на Земле океан. Магеллан назвал его Тихим (погода была спокойной, волны — слабыми).
Плаванье между тем тянулось дни, недели, месяцы, а земли до сих пор не наблюдалось. В этой морской пустыне корабли превратились в плавучее кладбище. Запасы иссякали, пресная вода испортилась. У людей стали выпадать зубы, гнили руки и ноги. Гроза мореходов – цинга – и витаминное голодание убивали одного матроса за другим. Всего из 265 мореходов, отправившихся в путешествие с Магелланом, до родины добрались лишь 18. Всех их чествовали на официальном уровне, но Магелланов пролив, ради которого столько людей рисковали жизнью и погибли, вскоре показал свою несостоятельность в качестве торгового пути. Он был слишком сложен для навигации.
Сам Магеллан тоже не смог достичь Островов Пряностей, самонадеянно пав в бою с туземцами. Но его подвиги сравнимы с деяниями сэра Фрэнсиса Дрейка или Христофора Колумба, если не превосходят их. Португалец впервые доказал, что земля есть шар, открыл и пересек обширнейший океан, составляющий ровно треть земной поверхности. Во время этого путешествия летописец Антонио Пифагетта описал два замечательных небесных объекта, признанных впоследствии сокровищами астрономии: Большое и Малое Магеллановы Облака являются ближайшими к нам галактиками. Кроме того, Магеллан фактически открыл Филлипины.

Аркадий АРЗАМАСЦЕВ.