Испанские и американские ученые из Института Солка установили, что стволовые клетки могут порождать другие ДНК и остаются при этом молодыми. Опыты на мышах показали, что в организме грызунов замедлялось старение и продлевалась жизнь. Неужели сделан очередной шаг к бессмертию?
Ранние исследования испанского Национального центра по изучению рака в этой области показали, что взрослые клетки могут трансформироваться (превращаться в стволовые) под воздействием четырех факторов транскрипции: четырех белков, которые участвуют в переносе информации с ДНК на РНК. Теперь ученые выяснили, что в живом организме этот процесс идет куда сложнее. Исследователи определили, что у мышей экспрессия этих четырех белков (OCT4, SOX2, KLF4 и MYC) не только вызывает перепрограммирование клеток, но и способствует старению и повреждению других клеток — они перестают делиться, но не погибают. Эти стареющие клетки вырабатывают противовоспалительные белки цитокины, в частности интерлейкин-6, который заставляет перепрограммироваться соседние клетки.
Таким образом, получается, что «постаревшая» клетка способна заставлять соседние с ней клетки превращаться в «молодые». Это исследование будет полезно прежде всего в области регенеративной медицины.
– Это прекрасная работа, – говорит Говард Чанг, исследователь генома из Стэнфордского университета. – Она свидетельствует, что старение не является просто пассивным процессом. Мы можем вмешаться, чтобы изменить исход.
В процессе клинических исследований нескольким мышам с диагнозом преждевременного старения вводили антибиотик доксициклин с включением четырех основных генов, которые способны превратить взрослые клетки в стволовые. В результате жизнь грызунов продлевалась на треть, у них наблюдались симптомы омоложения организма (в частности, истончение кожи, улучшение шерстяного покрова), улучшалась работа сердечной мышцы, почек и селезенки.
С другой стороны, у некоторых грызунов, особенно на начальной стадии исследований, под воздействием мутагенов развивались раковые заболевания, и результаты, близкие к оптимальным, были достигнуты только в последнее время. Впрочем, ученые пре­дупреждают, что итоги экспериментов относятся исключительно к мышам и на данном этапе никоим образом не могут быть применены к людям. Но шаг к пониманию воздействия мутагенов на живой организм уже сделан, что способно привести к ошеломляющим открытиям.Несмотря на риски, выявленные в ходе проведения исследований, значение этих работ трудно переоценить.
– Старение является серьезной социальной проблемой и главным фактором риска для всех заболеваний, которыми мы страдаем, – считает руководитель исследовательской группы испанец Хосе Исписуа. – Мы не ставим себе целью обнаружить формулу бессмертия, что, наверное, невозможно в нынешних условиях. Но вполне реально остановить процесс старения, снизить риски ряда заболеваний, связанных с пожилым возрастом. Сейчас мы еще на шаг приблизились к решению этой проблемы.