Художница впервые выставляет на всеобщее обозрение свое творчество: портреты, написанные маслом, реалистичные и неоднозначные, призывающие нас к размышлениям.
Искусство может стать для нас настоящей «болезнью». То есть может быть процессом, который нам совершенно необходим, так как наполняет нас радостью и гармонией. Первые признаки этой «болезни» могут проявляться еще в раннем детстве, в совершенно разных формах: в лепке, музыке, танце – это то творчество, в котором самовыражается наше тело и которое позже воплощается в жизнь с помощью «настойчивой» кисти. Несмотря на все это, наше подсознание довольно часто развивает свою, другую, параллельную нашей реальности жизнь. Все то, что когда-то было запечатлено глазной сетчаткой, откладывается в нашей памяти, образуя нейронные сети.
И вдруг неизвестно почему все это накопленное богатство начинает искать выхода наружу, своего воплощения. Причиной этого могут стать как и удовлетворенность жизнью и профессиональной деятельностью, так и какое-либо трагическое событие, которое хочется пережить и забыть. И без всякого предварительного обучения, к несчастью для гильдии академиков, мы становимся способны творить на таком уровне, что нам могут позавидовать так называемые «именитые» художники.
Речь идет о художниках-самоучках, и хотя иногда употребление этого термина дискриминирует, деля гильдию художников на хороших и плохих, не надо забывать, что самой историей доказана полная несостоятельность этого утверждения. Некоторые из них, наши современники, в том числе и уже ушедшие (от Andy Warhol до Josef Beuys), вторглись в мир искусства, чтобы отстаивать свое собственное пространство для самовыражения, как-будто арендуя его на время. Елена Показаньева своими работами как раз и демонстрирует весь этот постепенный и размеренный процесс творческого самовыражения художника. Мы не думаем, что основой ее творчества стала невыносимая душевная боль или физические страдания бренного тела. Нет, совершенно наоборот! Это произошло как выход на поверхность накопленной художественной памяти. Ее портреты реалистичны, некоторые из них – с проблесками экспрессионизма и примитивизма, от изображения в классическом стиле до элементов передового авагардизма. При этом не надо забывать о колоссальном творческом кладезе, заложенном на ее родине, в России. Необходимо также отдать должное обликам первых икон как визуальной основе детства художницы. До этого скрытое от глаз публики творчество впервые становится доступным широкому зрителю. И, без сомнений, это правильное решение, потому что это то искусство, которому нет необходимости завидовать так называемым профессиональным художникам.

Жоан Абельо Жуанпере,
историк и художественный критик. Художественная выставка
«ОБЛИКИ И ВЗГЛЯДЫ СО ВСЕГО СВЕТА»