Переезд в Испанию с любимым авто и его легализация — «воссоединение»: инструкция от russpain.com:

— подготовительный

— пересечение границ

— таможня — Aduanas.

— изготовление ПТС (Ficha tecnica reducida)

— технический осмотр ITV.

— налоговая (Hacienda).

— уплата транспортного сбора.

— налог на постановку автомобиля на учёт.

— номерные знаки — matricula

— страховка

Первым делом берете в руки испанскую резидентскую карту TIE (Tarjeta de Identidad de Extranjero), которую чаще ошибочно называют NIE (Número de Identidad de Extranjero), и смотрите дату начала срока действия. Если обратный отсчет времени начался менее года назад, Вам следует безотлагательно начинать поход на испанскую бюрократию в борьбе за воссоединение с Вами Вашего любимца. Ну, или заказать услуги какой-нибудь компании - «лоцмана» в море печально известной на весь мир испанской волокиты.

Итак, уже ясно: если стаж проживания в Испании в качестве легального резидента менее 12 месяцев, у Вас есть БЕССПОРНОЕ право на БЕСПОШЛИННЫЙ ввоз в Испанию ОФОРМЛЕННОГО НА РОДИНЕ НА ВАШЕ ИМЯ автомобиля.

Налоговая преференция называется «смена места жительства» — cambio de residencia, а транспортное средство рассматривается как личное имущество наравне с одеждой, бытовой техникой и мебелью.

Из сказанного пока не ясно, что делать «матерым» Русским Испанцам, желающим того же. Тут, действительно, есть варианты. В правилах говорится, что от уплаты весьма высокой государственной пошлины освобождаются те, кто постоянно и легально живет в Испании менее 365 дней.

В чем состоит трюк номер один?

В том, что формулировку «постоянно живет в Испании менее 365 дней» можно привязать не к дате в TIE, а к пограничным штампам в паспорте, свидетельствующим, что оседлая жизнь легального резидента в Испании началась не в день получения права на проживания, а намного позже.

Как это было и в чем состоит трюк номер два?

Имея на руках вторую, третью, четвёртую и даже пятую по счету резидентскую карту, но оформленную недавно, я утверждал, что моя легальная жизнь в Испании началась в день получения ЭТОЙ tarjeta de residencia. 

Справедливости ради заметим, что постановка на учет в Испании — не единственный вариант:

● автомобили и мотоциклы не резидентов, имеющие иностранный «порт приписки», не оказываются в Испании вне закона на протяжении 6 месяцев со дня въезда.

● в качестве туристического транспортного средства зарегистрированные за пределами Испании автомобили и мотоциклы тоже могут свободно колесить по здешним дорогам, но… не более 90 дней подряд.

…Или, в качестве альтернативы можно найти автомобильных мастеров, которые приведут даже клячу в соответствие нормам EURO6, что позволит получить сертификат соответствия Certificado de Conformidad — COC . Это тоже реально работающий вариант.

Технический осмотр транспортного средства в Испании — inspección técnica de vehículos или ITV — это конвейер, который следует проходить только на специальных технических станциях, имеющих государственную лицензию. Стоимость прохождения примерно 60 — 90 евро.

Подлежащий легальному ввозу автомобиль или мотоцикл обязан пройти этот конвейер и заслужить там получение документа под названием Ficha técnica, где отражены технические характеристики, соответствующие испанским нормам, в том числе, показатель СО2 в выхлопных газах. Чем больше диоксида углерода (он же двуокись углерода, он же углекислый газ), тем больше придётся платить налогов в испанскую казну.

Там же выдают еще один заветный документ, без которого по Испании ездить нельзя: Permiso de Circulación, дословно «разрешение на движение».

Имея добротный в техническом смысле автомобиль или мотоцикл, можно отправляться на испанскую таможню — Aduanas… Но, конечно, не сразу.

Если не пользоваться льготами, предоставленными на ввоз новоявленными резидентами личных вещей в Испанию, придется уплачивать ОЧЕНЬ БОЛЬШИЕ налоги, а это

● 21% IVA (НДС)

плюс

● 10% Arancel (специальная таможенная госпошлина)

плюс

● 14,75% Impuesto de Matruculación (налог на постанову на учет ввезенных ТС).

Оценочная стоимость, на которую насчитываются проценты, зависит от года выпуска авто или мотоцикла с заводского конвейера. К примеру, автомобиль возрастом до 1 года имеет – 100% стоимости, от 1 до 2 лет – 84%, от 2 до 3 – 67% и т.д.

Примеры:

В 8 тысяч 500 евро обойдется процедура ввоза Ford Maveric, который по таможенным каталогам он оценивается в 10 тысяч 800 евро. Из них 6,5 тысяч на оплату по тарифам бюрократических процедур, и 2 тысячи вознаграждение адвокатам, таможенным брокерам.

 

Еще пример: 8 тысяч евро придётся заплатить за ввоз Ford Explorer, оцениваемый, согласно тем же источникам, в  9 тысяч 800 евро. 

Принимая во внимание волчий аппетит традиционных испанских помощников,  оформлять машину в Испании по льготному варианту лучше самому или с помощью специалистов какой-нибудь компании. Испанские специалисты, кроме того, что дорого берут, ещё и считают очень небрежно, зачастую неправильно.

Прежде чем совершать первый шаг в изучаемой нами непростой процедуре, следует учесть наличие важных условий:

— резидент, рассчитывающий на льготы, должен быть его официальным собственником не менее 6 месяцев, предшествующих перерегистрации. Не важно, где было оформлено владение: хоть в Испании, хоть на родине. Начальная точка отсчёта — дата постановки ТС собственником на учет в отечественном МРЭО — ГАИ;

— получению испанской резиденции должен был предшествовать, как минимум, год проживания в той стране, откуда автомобиль или мотоцикл вывозится.

Здесь же уместно упомянуть и еще два условия, ограничивающих сроки:

— если Вы перегоняете автомобиль в Испанию не для себя, а с целью продажи или сдачи в аренду, то с реализацией этих планов придется повременить. Обе эти операции по испанским правилам доступны для ввезенных из-за границы транспортных средств только через год после постановки на учет в Испании;

— резиденты Испании, получившие вид на жительство не более 180 дней назад, освобождаются от уплаты транспортного налога в течение 60 дней с момента ввоза авто в страну при соблюдении условий, действующих для госпошлины и IVA (НДС).

 

Практические рекомендации опытных соотечественников

— в России лучше не снимать ТС с учета, а вывозить в обычном режиме. Если снять с учета, то на руках вместо технического паспорта автомобиля / мотоцикла останется только СТС, все остальное ГИБДД изымает;

— в СТС нет записи о первой постановки на учет, а это важно для переоформления и налогов. Как вариант, можно все же снять с учета, но сделать цветные ксерокопии старых документов, а потом перевести в Испании у присяжного переводчика — traductor hurado. Тогда в России не надо будет платить транспортный сбор.

Каждый правильный шаг бюрократического марафона приближает Вас к заветной цели.

В России нужно сделать форму 9 в жилконторе или ТСЖ с припиской, что вы выезжаете на ПМЖ в Испанию с такого-то числа. Эта фраза обязательна.

При этом, по описанию опытных соотечественников, удается не сниматься с регистрационного учета в России.

Разумеется, чтобы предъявить справку в Испании, она должна быть переведена на официальный язык этой страны присяжным переводчиком — traductor jurado. Альтернатива — консульское заверение перевода. Однако, не будем углубляться в сопутствующие стандартные процедуры. Сконцентрируем внимание на последовательности СПЕЦИФИЧЕСКИХ шагов.

Финишной ленточкой отечественного этапа бюрократического марафона является приобщение договора купли-продажи машины к пакету уже собранных документов. Но если обязательную испано-язычную версию документа делать на родине, то на беговой дорожке появится петля: переводчик — консульство и только потом пересечение государственных границ России и Шенгенской зоны.

Для дальнейшего следования к заветной цели никаких документов ни от отечественной таможни, ни от испанской при пересечении границ не понадобится, поэтому просить ничего не надо.

Преодолев выбранный Вами маршрут, автомобиль, управляемый Вами или нанятым водителем, въезжает в Испанию. Теперь не теряйте ни одного дня! Это как раз тот редкий случай, когда спешка приносит реальную пользу.

Испанские законы дают Вам всего 30 дней чтобы избежать уплаты налога, который называется Impuesto de matriculación. Но начинается этот первый этап бюрократического марафона с подготовительного шага — так называемой «прописки». Испанское название процедуры: empadronamiento.

Итогом обращения в отдел статистики при мэрии (ayuntamiento) должен стать любой из  этих документов:

— certificado de empadronamiento

— certificado de empadronamiento colectivo

— volante de padron municipal

Как и нас на родине, транспортное средство ставится на учёт в районной — provincial —  дорожной полиции — trafico — по месту жительства владельца. Если вы явитесь туда без «прописки», только зря потеряете время. Бумага используется и в других официальных отношениях с государством, поэтому попросите несколько экземпляров. Не дадут — не страшно, можно сделать ксерокопии, которые вполне заменят оригинал.

Параллельно (равно как и ДО или ПОСЛЕ) надо посвятить время поиску таможенного брокера Agente de aduanas. Не обязательно в своем городе. Сгодится любой зарегистрированный в провинции по Вашему месту жительства.

Разыскать его и предварительно скоординировать действия можно и через средства телекоммуникации: электронная почта, мессенджеры (в Испании популярен WhatsApp) и т.п. Сканируете или просто РАЗБОРЧИВО фотографируете документы и отправляете ему. Отправлять на знакомство следует все документы, которые имеют испано-язычный или англо-язычный текст: TIE (Tarjeta de Identidad de Extranjero) — обе стороны, прописку — это обязательно, ну и прочие, которые он запросит.

Примечательно, что в Испании, чуть ли не самой бюрократической державе, при самой бюрократической процедуре (таможенное оформление) можно обойтись обменом документами по электронной почте, по которой брокер вышлет Вам бланк доверенности, точнее, документа о Вашем согласия на представление им Ваших интересов в Aduanas, который (бланк) в заполненном виде Вы вернёте ему по тому же виртуальному каналу.

Следующее Ваше действие, точнее бездействие, — ожидание пока брокер заполнит, подаст в Aduanas стандартное прошение от Вашего имени и получит ответ.

На этом этапе скорость теряется, ибо рассчитывать на быструю реакцию таможенных чинов не приходится. В качестве ориентира можно назвать срок 1 -2 недели, по истечении которых Вам по традиционной (не электронной) почте придет ОРИГИНАЛ документа DUA (отдаленный аналог фактуры), в котором к уплате будет значиться 00 евро и 00 центов. А по электронной почте придет письмо с системой контроля подлинности документа.

Этот самый заветный «таможенный пропуск» DUA и будет окончательным и бесповоротным основанием для вхождения Вашего стального коня в юрисдикцию, действующую на территории испанского королевства.

Внимание! Согласно известному мне опыту соотечественников можно не волноваться по поводу задержки поступления оригинала DUA по традиционной почте. Сгодится и виртуальный вариант.

Примечателен также разлет (не какое-то там «расхождение») цен на услуги таможенных брокеров.

Вы уже прошли полпути, причем, все решающие шаги уже позади. Когда на руках будет Ficha tecnica, переходим на следующий этап — собственно технический осмотр ITV.

Говоря вначале об ограничениях на ввоз в Европу транспорта, не соответствующего нормам EURO6 и о сертификате соответствия Certificado de Conformidad — COC, я уже упоминал вкратце конвейер испанского техосмотра транспорта ITV — La Inspección Técnica de Vehículos. А теперь подробности.

Прежде чем заезжать на ту или иную станцию ITV, очень полезно поинтересоваться у местных жителей, обладателей видавших виды автомобилей, где в ближайшей или даже дальней округе расположены наиболее лояльные конвейеры техосмотра. По относительно новым правилам, действующим с октября 2017 года:

— Испания признает техосмотр, пройденный в других странах ЕС;

— водитель, устранивший недостатки, выявленные в ходе техосмотра, будет освобожден от необходимости предъявлять ТС в пункте технического осмотра, где первоначально производился осмотр. Для окончательного прохождения техосмотра водитель сможет обратиться в любой другой технический центр;

— на будущее для повышения информированности: техосмотр можно проходить заблаговременно: не более чем за месяц до окончания срока действия текущего талона техосмотра. Периодичность необходимости прохождения техосмотра: для новых легковых автомобилей – раз в два года, а для автомобилей старше 10 лет с момента выпуска — ежегодно.

Когда на руках будет ITV — Ficha tecnica, начинаете следующий этап регистрации.

Идете в налоговую (Hacienda), к которой относится место Вашей прописки. В этом вопросе принцип территориальности строго соблюдается.

Например, для жителей Аликанте и пригородов не выше Эльче это собственно Аликанте, для жителей других городков нужно смотреть, к какой налоговой подведомственности они относятся. Но не все делается в Аликанте.

Налоговая проверяет все документы машины, переводы, декларацию DUA, сертификат из налоговой, идет вместе с DUA, и заполняет налоговую форму 006 с нулевым налогом. Есть нюанс, пробег ТС не должен быть менее 6000 км, иначе налоговая его сочтет за новое. Но это заполняется со слов и не проверяется, поэтому не суть важно, главное не проболтаться что менее если все же меньше 6000 км. Допустим, машина стояла, как вариант.

Вот и все. Но поздравлять и принимать поздравления пока рано. Остались детали, осуществляемые уже не в разрешительном порядке (где могут отказать), а в сугубо формальном, когда не только Вы, но и государство обязано.

Напомню: резиденты Испании, получившие вид на жительство не более 6 месяцев назад, освобождаются от уплаты транспортного налога в течение 60 дней после ввоза авто в страну. При этом действуют те же условия, что и для пошлины и НДС.

Impuesto de matriculación – транспортный налог – платится в Agencia Tributaria по месту прописки. Он высчитывается, исходя от уровня выбросов СО2 в атмосферу по следующей шкале:

менее 120 г/км – 0%;

от 120 г/км до 160 г/км – 4,75%;

от 160 г/км до 200 г/км – 9,75 %;

от 200 г/км, а также для автомобилей, уровень выброса которых не удалось определить – 14,75%.

В качестве налогооблагаемой базы выступает актуальная рыночная стоимость автомобиля за вычетом процента амортизации (см. выше). Налог можно уплатить на месте, заполнив соответствующую форму. Далее:

 - налог на постановку автомобиля на учет;

 - оформление регистрационных номерных знаков в испанском Tráfico (аналог нашего МРЭО-ГАИ).

И вот она, финишная прямая бюрократического марафона: после оформления страховки — самое время поздравлять Вас с успешным воссоединением с Вами Вашего стального коня.